Ситуация
Пивоваренный завод "Браво Интернешнл" (Санкт-Петербург) был 
приобретен одним из крупнейших мировых производителей пива — голландским 
концерном Heineken, и 1 марта 2003 года переименован в ООО «Пивоварня Хейнекен».
В настоящее время предприятие выпускает как собственные марки 
пива ("Бочкарев", "Охота"), так и пиво под мировыми брендами Lowenbrau 
(Бавария), Buckler, Heineken (Голландия). Другим направлением деятельности 
компании является импорт и продвижение на российский рынок 
ирландского (Murphy's) и голландского пива (Amstel). Производственная мощность 
завода составляет 5 млн. гектолитров хмельного напитка в год. 
На современных предприятиях информационные технологии ИТ 
являются критически важным ресурсом для бизнеса, принимающим участие в 
формировании прибыли. В то же время, затраты на саму ИТ–службу должны быть 
минимизированы. Западная система управления предприятием предполагает высокие 
требования к эффективности деятельности всех без исключения подразделений 
компании. Отдел ИТ, являясь одним из ключевых в организации, должен отвечать 
этим требованиям, организуя свою работу таким образом, чтобы 
бизнес-подразделения компании получали качественные и высокотехнологичные услуги 
с минимальными затратами. 
На «Пивоварне Хейнекен» ИТ–подразделение решает широкий круг 
задач, обеспечивая работу основных бизнес-процессов компании. С ростом и 
развитием предприятия все более остро вставали вопросы обеспечения пользователей 
информационной системы (ИС) качественной поддержкой, а также вопросы получения и 
анализа различной управленческой информации о деятельности ИТ-подразделения, 
согласования векторов развития ИТ и бизнеса. 
Поддержка пользователей предприятия осуществлялась в 
неформализованном виде, несмотря на то, что с 1 июня 2004 года, были выделены 
операторы поддержки и единый телефонный номер для обращений пользователей. 
Присутствовали такие факторы как реактивный характер реагирования на запросы, 
отсутствие четкого механизма поддержки, плохая управляемость ресурсов поддержки, 
частое повторение одних и тех же проблем, некоординируемые и неконтролируемые 
изменения в инфраструктуре. Решением обращений пользователей мог заниматься 
любой сотрудник ИТ-департамента, свободный в данное время. Регистрация и учет 
обращений велись неорганизованно, не отражали реальное состояние дел с 
приемлемой точностью и достоверностью. Большая часть заявок не фиксировалась. 
Имели место и факты «потери» заявок. Пользователи предпочитали обращаться за 
решением своих проблем к сотруднику, которого они знали лично. 
Все эти проблемы требовали скорейшего решения в рамках 
существующих финансовых и временных ограничений. Назрела объективная 
необходимость в корректировке процессов функционирования и управления ИТ. 
Решение
В мировой практике регулярного менеджмента понимание того, что 
ИТ являются таким же объектом управления, как и другие ресурсы предприятия 
(финансы, кадры и т.д.) появилось сравнительно недавно. На базе этих идей были 
созданы современные дисциплины управления ИТ (IT Service Management – ITSM). 
Используя принципы, заложенные в них, можно повысить ценность ИТ для бизнеса, 
эффективность и качество предоставляемых ИТ-услуг.
Наиболее популярная среди ITSM–источников библиотека ITIL 
исходит из того, что всю оперативную деятельность ИТ-подразделения можно 
представить в виде набора взаимосвязанных процессов. Оптимизируя работу этих 
процессов, можно добиться повышения эффективности деятельности ИТ.
Именно благодаря бизнес-ориентированности, подход ITSM на базе 
библиотеки ITIL был выбран в качестве основного на Пивоварне Хейнекен при 
решении задачи оптимизации деятельности ИТ–подразделения. В связи с тем, что 
проект по внедрению процессного подхода необходимо было выполнить в сжатые сроки 
и, учитывая новизну этой темы, было принято решение о привлечении внешней 
консалтинговой компании. В качестве исполнителей работ по проекту была выбрана 
компания Digital Design.
Проект необходимо было реализовать таким образом, чтобы эффект 
от внедрения процессного подхода и элементов управления ИТ был виден через 
короткий промежуток времени. Именно поэтому было принято решение об 
использовании итеративного подхода при построении новой системы деятельности 
подразделения. Он позволяет получить ощутимые результаты в ближайшем будущем 
после начала проекта. Это в свою очередь дает возможность руководству 
предприятия убедиться в правильности выбранного пути и обеспечить поддержку 
принимаемых решений.
Основными целями проекта на первом этапе являлись:
  - Организация централизованной службы поддержки 
  пользователей (Service Desk) 
 
  - Постановка процесса управления инцидентами 
 
  - Постановка процесса управления конфигурациями 
 
  - Постановка процесса управления услугами (до уровня 
  разработки каталога услуг и ключевых SLA, обеспечивающих предоставление услуг 
  ИТ между бизнес-подразделениями компании на договорной основе) 
 
  - Автоматизация работы службы в рамках этих процессов с 
  использованием специализированного ПО 
 
Целями организации основного элемента новой системы управления 
- службы Service Desk были:
  - Снижение затрат на поддержку 
 
  - Классификация, учет и систематизация обращений 
 
  - Формирование нескольких уровней поддержки 
 
  - Анализ инцидентов и требований по изменениям 
 
  - Определение потенциальных проблемных зон 
 
  - Информирование пользователей о статусе инцидента и ходе 
  работ по его устранению 
 
  - Оптимизация обслуживания ИТ-инфраструктуры 
 
Проведя анализ представленных на рынке продуктов, сотрудники 
ООО «Пивоварня Хейнекен» отдали предпочтение системе автоматизации службы на 
базе продукта HP OpenView Service Desk 4.5. Не последнюю роль в выборе продукта 
сыграл опыт использования различных решений по автоматизации процессов 
управления ИТ в представительствах «Хейнекен» в других странах. 
В качестве консультанта по внедрению продукта была выбрана 
компания Digital Design: компания имеет статус HP Software Business Partner, а 
также обладает большим опытом в применении продуктов Hewlett-Packard и 
построения ИТ-процессов и поддержки. Договор с компанией Digital Design заключен 
в ноябре 2004 года и в апреле 2005 года работы по проекту были завершены.
Результат
Проект продолжался в течение шести месяцев и достиг всех 
поставленных целей. Специалисты Digital Design организовали деятельность 
ИТ-подразделения ООО «Пивоварня Хейнекен» на принципах IT Service Management 
(ITSM), используя модель процессов управления ИТ-услугами библиотеки ITIL (в 
части ITSM).
Автоматизация проектных решений с помощью 
HP OpenView Service Desk 4.5 позволила не только точно реализовать разработанные 
процедуры, но и предоставила возможность в ближайшем будущем автоматизировать 
другие процессы управления ИТ, благодаря гибкости и расширяемости продукта.
Используя WEB-интерфейс автоматизированной системы, 
электронную почту или звонок по телефону, пользователь может направить запрос в 
централизованную службу поддержки пользователей. Кроме того, через WEB-интерфейс 
потребитель услуг ИТ может самостоятельно выполнять следующие действия:
  - Создавать заявку (обращение) 
 
  - Просматривать все свои заявки 
 
  - Получать информацию о состоянии заявки 
 
  - Просматривать FAQ (наиболее часто задаваемые вопросы) и 
  ответы на них 
 
  - Изменять пароль своей учетной записи 
 
Создавая новую заявку, пользователь должен указать описание, 
категорию (инцидент, консультация, жалоба, запрос на обслуживание), степень 
влияния, конфигурационную единицу.
В результате проекта работники ИТ-отдела 
ООО «Пивоварня Хейнекен» получили удобный инструмент регистрации заявок 
пользователей, инцидентов, проблем, и их дальнейшей обработки: маршрутизации, 
контроля сроков решения, мониторинга. При этом взаимодействие сотрудников 
компании с ИТ-службой существенно упростилось: появилась возможность 
автоматической регистрации заявок пользователей с помощью Web-интерфейса и 
электронной почты, что также способствует снижению нагрузки на операторов службы 
Service Desk.
По словам Ильи Крайчика, директора Службы Информационных 
Технологий Группы Хейнекен в России: «Необходимость в полноценной 
автоматизированной диспетчерской службе ИТ назрела давно. Создание такой системы 
позволило систематизировать информацию об обращениях пользователей и работу 
отдела ИТ как такового. Анализ этой информации позволяет оптимизировать и 
обеспечить прозрачность деятельности ИТ службы для компании. Появилась 
возможность отчитаться за работу с указанием конкретных чисел и оценить качество 
предоставляемых услуг. Кроме этого, укрепилась уверенность в необходимости 
автоматизации и других процессов управления ИТ».