ITSM (IT Service Management, управление ИТ-услугами) — сервисный процессный подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса.
Зарубежные и отечественные системы по автоматизации сервисных служб, в том числе с поддержкой ITIL
Сервисы ITSMONLINE.RU
ПОДПИСКА
Чтобы подписаться на рассылку новостей сайта, введите свой e-mail:
ЧТО ТАКОЕ ITSM и ITIL?
ITSM (сокращение от IT Service Management) - это концепция управления IТ инфраструктурой компании, сфокусированная на предоставлении услуг и ориентированная на бизнес-потребителя этих сервисов. >>> ITIL (IT Infrastructure Library) - это обобщение лучшего международного опыта в области организации и управления IT >>>
HELPDESK (SERVICE DESK)
Helpdesk (или Service Desk) - это информационная система технической поддержки, решения проблем пользователей с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением. Это важная составляющая ITIL — позволяет выявить проблемные участки инфраструктуры ИТ, оценить эффективность работы отдела ИТ>>>
НОВОСТИ
29/05/2009
ITIL для всех и для каждого. «Ниеншанц» занялся ИТ-преподаванием
Один из старейших игроков петербургского ИТ-рынка «Ниеншанц» в лице своего дивизиона вычислительных систем и в партнерстве с московской компанией IT Expert начал продвижение в Петербурге спектра учебных программ по управлению информационными технологиями. В их числе обучение ITIL (библиотека мировой практики в области управления ИТ), призванное помочь ИТ-специалистам строить новые или совершенствовать уже существующие в организации процессы на более подробной современной базе знаний сервис-менеджмента. Первый обучающий курс «Основы ITIL версии 3» является основой для последующего обучения по специализированным, углубленным программам по направлению IT Service Management и позволяет слушателям приобрести необходимые знания и подготовиться к сдаче экзамена для получения сертификата ITIL Foundation Certificate in IT Service Management (APMG). В «Ниеншанц» отмечают, что в настоящее время направление ITIL в Северной столице весьма востребовано, а на местном рынке обучения ITIL практически нет конкурентов.
Дивизион вычислительных систем – одно из старейших структурных подразделений ЗАО «Ниеншанц», которое предлагает услуги по ряду направлений в области предоставления ИТ-сервисов. В их числе – аудит информационных систем, консалтинг в области управления информационными системами, оптимизация ИТ, услуги аутсорсинга информационных систем и ИТ-сервисов, оперативный и регламентный сервис ИТ-оборудования, ПО комплексных систем безопасности, поставки оборудования и решений. Услуги предоставляются в соответствии с ведущими мировыми практиками в области управления IT – ITSM (о внедрении ITSM в компании и проведении дивизионом в Петербурге эксклюзивного семинара «Антикризисное управление: сокращение затрат на ИТ», направленного на продвижение ITSM-системы от Axios Systems – assyst, см. новость раздела «Интеграция» от 24 апреля 2009 г.). Специалисты компании сертифицированы в различных областях информационных технологий, в том числе ITIL.
В настоящее время в партнерстве с московской компанией IT Expert дивизион вычислительных систем продвигает также образовательные услуги. Как рассказали в компании «Ниеншанц», сотрудничество с IT Expert началось в начале 2008 года, когда перед дивизионом встала задача выбора компании-поставщика услуг обучения в сфере управления ИТ. В результате была выбрана компания IT Expert как компания, предлагающая наиболее качественный уровень обучения в рамках данного направления. До недавнего времени в Петербурге IT Еxpert проводил преимущественно корпоративные курсы. Теперь же партнерство с «Ниеншанц» перешло на новый уровень – в Северной столице курсы по управлению ИТ теперь предлагаются на широком рынке.
Прежде всего, «Ниеншанц» обучил в IT Expert собственных специалистов. Около 30 сотрудников «Ниеншанц» прошли обучение по курсу ITIL Foundation, 95 % из них успешно сдали сертификационный экзамен EXIN. Еще через несколько месяцев шесть сотрудников «Ниеншанц» прошли курс обучения IT Service Manager – «Менеджер ИТ-сервисов», из которых трое успешно сдали экзамен и получили соответствующие сертификаты. «Качество и методика преподавания, предлагаемые IT Еxpert, говорят сами за себя и подтверждены статистикой сдачи экзаменов. Таким образом, оценив на собственном опыте качество предлагаемого обучения и понимая актуальность сферы обучения, «Ниеншанц» заключил с IT Expert партнерское соглашение, после чего стороны совместными усилиями начали продвижение курсов ITIL в Петербурге», – сообщил директор дивизиона вычислительных систем ЗАО «Ниеншанц» Юрий Тимофеев (он является одним из трех сертифицированных ITIL сервис-менеджеров «Ниеншанца»).
Напомним, что библиотека передового опыта IT Infrastructure Library (ITIL) охватывает широкий круг вопросов о современных принципах построения работы ИТ-подразделений и организации их взаимодействия с другими департаментами с целью достижения максимальной эффективности работы компании в целом. Библиотека ITIL появилась в Европе в конце 80-х и за прошедшие годы стала основным мировым стандартом для организации работы ИТ-отделов и ИТ-сервис-провайдеров. За это время тысячи российских руководителей и ИТ-специалистов получили знания по ITIL и применяют их на практике, что демонстрирует важность и актуальность этой области менеджмента в России. IT Еxpert предлагает курсы ITIL уже в течение 7 лет.
В мае 2007 года появилась третья версия ITIL. Новая версия сосредоточивается главным образом на ИТ-стратегии в рамках организации и на постоянном улучшении качества предоставляемых сервисов. Как отмечают эксперты, основной акцент в новых книгах делается на то, что одиночные процессы недостаточно гарантируют успех бизнесу. Больше всего они эффективны, если полностью охватывают стратегию бизнеса и напрямую взаимосвязаны с его результатами. Новое понятие «жизненный цикл сервиса» показывает, как это может быть достигнуто и как осуществить переход от взаимодействия бизнеса и ИТ к интеграции ИТ в бизнес. Более того, авторы новой версии дают ответ на вопрос, «как нужно делать», а не только «что нужно делать», как это было в ITIL v2, и предлагают конкретные методики (например, по расчету окупаемости инвестиций в ИТ или оценке эффективности применения модели аутсорсинга).
Материал курса «Основы ITIL версии 3» помогает ИТ-специалистам строить новые или совершенствовать уже существующие в организации процессы на более подробной современной базе знаний сервис-менеджмента. Цель обучения, как уточняют в «Ниеншанце», – общее знакомство с библиотекой ITIL, формирование понимания ITSM как подхода к управлению ИТ, систематизация знаний об основных процессах управления ИТ, получение необходимых базовых знаний для последующего обучения по специализированным курсам, подготовка к сдаче экзамена на получение сертификата ITIL Foundation Certificate in IT Service Management (APMG). В программу курса входят занятия по процессному управлению, практике управления сервисами, стратегии сервисов (Service Strategy), проектированию сервисов (Service Design), передаче сервисов (Service Transition), оперативному управлению сервисами (Service Operations) и постоянному улучшению сервисов (Continual Service Improvement). Для проверки усвоенного материала слушателям предлагаются примеры вопросов реального сертификационного экзамена. Данный курс предназначен для руководителей и сотрудников подразделений ИТ, а также всех, кто интересуется вопросами эффективного управления сервисами и организации работы ИТ-инфраструктуры.
«Безусловно, направление ITIL актуально. Сейчас все больше руководителей различных компаний начинают понимать, насколько сильно бизнес зависит от работы ИТ-инфраструктуры. А как правильно выстроить процессы в ИТ, чтобы обеспечить непрерывность работы для бизнеса? Как сократить затраты на содержание ИТ? Как повысить эффективность работы ИТ-службы? Многие руководители затрудняются ответить на эти вопросы, все больше запутываются в рутинных делах и не могут мыслить стратегически, что снижает конкурентоспособность такой фирмы. ITIL помогает перейти на новый, более эффективный путь развития», – прокомментировал Юрий Тимофеев.
Длительность курса «Основы ITIL версии 3» составляет 3 дня (24 академических часа). На первоначальном этапе в «Ниеншанц» планируют проводить курсы не реже одного раза в квартал по мере формирования групп. Требования к участникам – базовые знания и опыт деятельности в области ИТ. «Обычно формируется группа от 10 до 18 человек. Это рекомендуемое число, выработанное практикой преподавания данных курсов. Если увеличить количество обучаемых в группе, то восприятие информации ухудшается, что не может не сказаться на успешности сдачи сертификационного экзамена. Кроме того, большинство наших учебных программ предполагает общение аудитории с преподавателем, чему не способствует слишком большая группа», – рассказывает менеджер по маркетингу дивизиона Виктория Туева (она как специалист сертифицирована на уровне ITIL Foundation). Дата проведения ближайшего курса – 22-24 июня 2009 года (см. мероприятие раздела «Маркетинг» от 22 июня 2009 г.).
В ЗАО «Ниеншанц» отмечают, что на данный момент в Петербурге предложение в данной области на рынке ограничено – фактически на местном рынке представлена еще только одна компания, которая предлагает курсы ITIL, однако спектр предлагаемых IT Еxpert обучающих программ в сфере управления ИТ намного шире. Кроме того, следует отметить, что IT Еxpert был первой российской компанией, лицензированной Exin на преподавании третьей версии ITIL. Сегодня в России всего три таких компании.